Железобетонные кольца - особенности транспортировки и установки
Один из популярных способов строительства колодцев – установка друг на друга железобетонных колец. Такие конструкции одинаково хорошо подходят для систем водоснабжения, канализации и различных типов инженерных сетей, для колодцев. Технические параметры, качество определяет ГОСТ 8020-2016. Там же приведены основные правила транспортировки и установки
Как перевозить ЖБ-кольца
Первое, что нужно учитывать при погрузоразгрузочных работах, транспортировки – круглую форму железобетонных колец. Из-за такой особенности важно тщательно фиксировать изделия в кузове автомобиля, на местах хранения. Иначе возникают риски самопроизвольного смещения, поломки по причине падения и т.д.
Основные правила перевозки:
- Кольца ЖБИ желательно располагать в том положении, как они будут использоваться.
- Продольная ось каждого изделия должна совпадать с направлением движения автомобиля.
- Между отдельными блоками обязательна прокладка из деревянных брусков.
- Поверх колец рекомендуется укладывать пленку, брезент, иную защиту от воды.
Важно учитывать и вес железобетонных колец. Машина должна иметь грузоподъемность минимум равную общей массе груза. При погрузке в несколько рядов/слоев нужно учитывать рекомендации производителя. Например, укладывать деревянные прокладки. Загружать и выгружать конструкцию нужно при помощи специальной техники.
Правила установки
При монтаже необходимо учитывать особенность ЖБ-изделий – их большой вес. Они оказывают существенную нагрузку на грунт и иные основания, предъявляют серьезные требования к лебедке-крану, используемому для подъема/установки.
Типовая последовательность действий:
- Раскопайте котлован на глубину, соответствующую общей высоте ЖБ-колец. Ширина ямы должна быть на 300-400 мм шире их диаметра.
- На дно котлована уложите щебень средней или крупной фракции. Материал до установки колец тщательно утрамбуйте.
- При строительстве ответственных объектов предварительно залейте стяжку толщиной от 200 мм. На дренаже, канализации она необязательна.
- Опустите первое кольцо, на предварительно уложенный под кромку изделия бетонный раствор.
- Проверьте горизонтальный и вертикальный уровень. И поправьте его для устранения даже небольшого перекоса (если таковой обнаружен).
- Опускайте последующие кольца, соединяя их между собой бетонным раствором. На каждом уровне желательна проверка «горизонтали-вертикали».
По завершении монтажа проверьте стыки, замажьте дефекты бетоном и проведите гидроизоляцию шахты по наружной стороне колец. Оптимальный материал для этого – жидкий битум. После того, как гидроизоляционный слой застынет, можно закидывать остатки ямы грунтом.
Правильно проведенная установка позволит избежать подтопления грунтовыми и талыми водами. Если сделать «слабое» основание, в результате подвижек почвы, например, морозного пучения, оно может привести к наклонению шахты. Поэтому контроль качества работ нужен с этапа подготовки котлована.