Железобетонные кольца: особенности транспортировки и установки

Железобетонные кольца - особенности транспортировки и установки

Один из популярных способов строительства колодцев – установка друг на друга железобетонных колец. Такие конструкции одинаково хорошо подходят для систем водоснабжения, канализации и различных типов инженерных сетей, для колодцев. Технические параметры, качество определяет ГОСТ 8020-2016. Там же приведены основные правила транспортировки и установки

Как перевозить ЖБ-кольца

Первое, что нужно учитывать при погрузоразгрузочных работах, транспортировки – круглую форму железобетонных колец. Из-за такой особенности важно тщательно фиксировать изделия в кузове автомобиля, на местах хранения. Иначе возникают риски самопроизвольного смещения, поломки по причине падения и т.д.

Основные правила перевозки:

  1. Кольца ЖБИ желательно располагать в том положении, как они будут использоваться.
  2. Продольная ось каждого изделия должна совпадать с направлением движения автомобиля.
  3. Между отдельными блоками обязательна прокладка из деревянных брусков.
  4. Поверх колец рекомендуется укладывать пленку, брезент, иную защиту от воды.

Важно учитывать и вес железобетонных колец. Машина должна иметь грузоподъемность минимум равную общей массе груза. При погрузке в несколько рядов/слоев нужно учитывать рекомендации производителя. Например, укладывать деревянные прокладки. Загружать и выгружать конструкцию нужно при помощи специальной техники.

Правила установки

При монтаже необходимо учитывать особенность ЖБ-изделий – их большой вес. Они оказывают существенную нагрузку на грунт и иные основания, предъявляют серьезные требования к лебедке-крану, используемому для подъема/установки.

Типовая последовательность действий:

  1. Раскопайте котлован на глубину, соответствующую общей высоте ЖБ-колец. Ширина ямы должна быть на 300-400 мм шире их диаметра.
  2. На дно котлована уложите щебень средней или крупной фракции. Материал до установки колец тщательно утрамбуйте.
  3. При строительстве ответственных объектов предварительно залейте стяжку толщиной от 200 мм. На дренаже, канализации она необязательна.
  4. Опустите первое кольцо, на предварительно уложенный под кромку изделия бетонный раствор.
  5. Проверьте горизонтальный и вертикальный уровень. И поправьте его для устранения даже небольшого перекоса (если таковой обнаружен).
  6. Опускайте последующие кольца, соединяя их между собой бетонным раствором. На каждом уровне желательна проверка «горизонтали-вертикали».

По завершении монтажа проверьте стыки, замажьте дефекты бетоном и проведите гидроизоляцию шахты по наружной стороне колец. Оптимальный материал для этого – жидкий битум. После того, как гидроизоляционный слой застынет, можно закидывать остатки ямы грунтом.

Правильно проведенная установка позволит избежать подтопления грунтовыми и талыми водами. Если сделать «слабое» основание, в результате подвижек почвы, например, морозного пучения, оно может привести к наклонению шахты. Поэтому контроль качества работ нужен с этапа подготовки котлована.